fon1

Плавный пуск стартера.

При исследовании пусковых характеристик стартеров выявлено, что при пуске на них возникает импульс обратного тока напряжением более 2000 В, отчего изоляция обмоток стартеров может не выдержать и получить межвитковый пробой. Искрение при больших токах пуска ведёт к прогоранию пластин коллектора. Избежать пробоя и аварийной ситуации при пуске стартера можно, используя метод разгона оборотов по времени. Пусковой ток в данной схеме снижен до приемлемой величины с 220 до 20 А. Условия плавного пуска созданы двойным токовым уровнем: первый создаётся регулировочной характеристикой полевого транзистора в течении времени 0-10 мс, второй – контактами пускового реле от 10 до 60 мс. Ток во время пуска растёт почти линейно, что не ведёт к разрушению электрической части стартера.

Схема
Схема, изображенная на рисунке, представляет собой гибрид из мощного полевого транзистора VT1 и пускового реле K1. Полевой транзистор после нажатия кнопки “Старт” открывается подачей питания с аккумулятора GB1 на затвор через резистор R1. Цепочка, параллельная затвору VT1 и минусу аккумулятора, защищает полевик и несколько увеличивает время включения с 0,02 до 1 мс, зависящее от номиналов резисторов R1, R2 и конденсатора C1, подаёт с ростом напряжения питание на пусковой электродвигатель стартера М1. Стартер разгонится до номинальных оборотов, в конце этого процесса замкнутся мощные контакты К1.1 реле К1, ток через VT1 прекратится, и в стартере не будет искрения контактов, так как режим разгона будет выполнен.
pusk startera Размыкание цепи “Старт” приведёт к размыканию цепи К1.1 и обесточиванию стартера, с токовым понижением по экспоненте.
В цепочку затвора VT1 в введен стабилитрон для защиты от превышения порогового напряжения, в цепочке истока транзистора, параллельно стартеру, подключена цепочка для гашения импульсов обратной полярности – диод VD2 и конденсатор С2.
Обмотка К1 защищена от импульсов обратной полярности двухполярным светодиодом HL1 с разрядным резистором R4, резистор R3 ограничивает токовое питание цепи обмотки, снижает ее нагрев при длительном включении. Диод VD3 устраняет проникновение импульсных помех в цепи питания.

Детали, конструкция
В схеме нет дефицитных радиодеталей: полевые транзисторы установлены на суммарный рабочий ток в 212 А.
Резисторы типа МЛТ-0,25, R3 на 1 Вт.
Диоды VD2, VD3 импульсного типа.
Реле автомобильное – типа MG16566DX на ток контактов 30 А и напряжение 12 В, напряжение включения такого реле 7 В, отпускания – 3,5 В.
Светодиод HL1 заменИм на КИПД45Б-2 или КИПД23А1-К, кнопка пуска типа КМ1-1.
В конструкции использовался стартер итальянского производства, исследования проводились и на других типах стартеров мощностью от 10 до 300 Вт.
Конструкция собрана в корпусе размером 110х35х55 мм и закреплена рядом со стартером, кнопка пуска установлена в удобном для включения месте и соединена многожильным изолированным проводом сечением 0,5 мм.
Полевики закреплены общим винтом к радиатору. Светодиод можно вынести с платы и использовать как индикатор пуска.
Силовые цепи питания стартера необходимо выполнить многожильным проводом сечением не менее 10 мм и как можно короче по длине, для снижения потерь.
Схема проверена на стенде с указанным двигателем на 250 Вт, для надёжности можно установить два полевика в параллель, закрепив с двух сторон радиатора, тогда ток пуска может достигать 220 А.

В.Вебер

"Радиолюбитель" 2016/12

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet