fon2

Электронное реле поворотов схема.

Предлагаю вниманию автолюбителей схему простого электронного реле для указателей поворотов, который может быть с успехом применен на автомобилях, мотоциклах, тракторах и другой мототехнике, имеющей 6 или 12-вольтовое оборудование.

В выходном каскаде реле поворотов применен мощный полевой транзистор n-типа с изолированным затвором и внутренним защитным диодом производства НПО "Интеграл". Применение его в реле обусловлено большими токовыми бросками, протекающего через спирали ламп накаливания в холодном состоянии. Данный транзистор (VT1) рассчитан на управление логическим уровнем и выдерживает ток стока до 50 А при сопротивлении в открытом состоянии не более 0,028 Ом! Максимально допустимое напряжение сток-исток не должно превышать 60 В.
Все это, а также малые размеры и большая мощность рассеяния, позволяют использовать электронное реле поворотов не только для световой, но и для аварийной или охранной сигнализации, когда нагрузка на выходной каскад значительно возрастает.
preruvat povorot На элементах DD1, R1, С1, R2 собран задающий генератор реле, частоту которого можно рассчитать по приближенной формуле:
f = 700/R1•С1•R2,
где f - частота, Гц;
R1, R2 - сопротивления резисторов, Ом;
С1 - емкость, Ф;
700 - поправочный коэффициент.
Площадь теплоотвода для VT1 можно приближенно рассчитать по формуле:
S = 0,28•I²ср,
где S - площадь, см²;
Iср - средний ток через транзистор, А.
Iср составляет примерно половину потребляемого лампами накаливания тока, поскольку длительность времени их паузы и горения одинаковы. Например, при использовании в качестве нагрузки электронного реле HL2 и HL3 мощностью P = 21 Вт и контрольной лампочки (HL1) 2 Вт, получаем общий I = 7,2 А. Следовательно, Iср через VT1 равен 3,6 А, а площадь поверхности теплоотвода должна быть не менее S = 0,28•3,6² = 3,6 (см²).
В качестве теплоотвода можно использовать дюралюминиевую пластину размерами 10х20х2 мм. При этом при температуре окружающего воздуха 20°С нагрев транзистора не превысит 50°С.
Резистор R3 в электронном реле ограничивает токовые броски через диод VD2 при зарядке конденсатора С2. Стабилитрон VD1 защищает DD1 от бросков напряжения в бортовой сети автомобиля при работе системы зажигания.
На элементах VТ2, R6 собран узел контроля индикации реле. При перегорании одной из ламп поворотов HL1 вспыхивает один раз в момент включения поворотов. В случае, когда они все исправны, контрольная лампочка вспыхивает в такт с зажиганием указателей поворотов (HL2, HL3).
Величину сопротивления R6 в этом случае рассчитывают по формуле:
R6 = 0,7/I (Ом),
где I - номинальный ток, потребляемый лампами поворотов, А;
0,7 (В) - порог открывания VТ2.

В процессе наладки электронного реле R6 желательно подобрать экспериментально. Он наматывается нихрoмовым проводом 00,5...1 мм на корпусе резистора МЛТ-2 (ВС-2) с номиналом не менее 100 кОм. Впрочем, если HL1 не нужна, VТ2 можно не устанавливать, а R6 - заменить перемычкой.
Микросхема DD1 заменяется на 564ЛА7, 564ЛЕ5, К561ЛЕ5.
R3 может иметь сопротивление в пределах 3,2...10 Ом.
Cтабилитрон VD1 подойдет любой, с напряжением стабилизации около 15 В (не менее 14,7 В).

А.Филипович

Радиомир 2003/03

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet