
Электронное реле поворотов схема.
Предлагаю вниманию автолюбителей схему простого электронного реле для указателей поворотов, который может быть с успехом применен на автомобилях, мотоциклах, тракторах и другой мототехнике, имеющей 6 или 12-вольтовое оборудование.
В выходном каскаде реле поворотов применен мощный полевой транзистор n-типа с изолированным затвором и внутренним
защитным диодом производства НПО "Интеграл". Применение его в реле обусловлено большими токовыми бросками, протекающего через спирали ламп
накаливания в холодном состоянии. Данный транзистор (VT1) рассчитан на управление логическим уровнем и выдерживает ток стока до 50 А при
сопротивлении в открытом состоянии не более 0,028 Ом! Максимально допустимое напряжение сток-исток не должно превышать 60 В.
Все это, а также малые размеры и большая мощность рассеяния, позволяют использовать электронное реле поворотов не только для световой, но и для
аварийной или охранной сигнализации, когда нагрузка на выходной каскад значительно возрастает.
На элементах DD1, R1, С1, R2 собран задающий генератор реле, частоту которого можно рассчитать по приближенной формуле:
f = 700/R1•С1•R2,
где f - частота, Гц;
R1, R2 - сопротивления резисторов, Ом;
С1 - емкость, Ф;
700 - поправочный коэффициент.
Площадь теплоотвода для VT1 можно приближенно рассчитать по формуле:
S = 0,28•I²ср,
где S - площадь, см²;
Iср - средний ток через транзистор, А.
Iср составляет примерно половину потребляемого лампами накаливания тока, поскольку длительность времени их паузы и горения одинаковы.
Например, при использовании в качестве нагрузки электронного реле HL2 и HL3 мощностью P = 21 Вт и контрольной лампочки (HL1) 2 Вт, получаем общий I = 7,2 А.
Следовательно, Iср через VT1 равен 3,6 А, а площадь поверхности теплоотвода должна быть не менее S = 0,28•3,6² = 3,6 (см²).
В качестве теплоотвода можно использовать дюралюминиевую пластину размерами 10х20х2 мм. При этом при температуре окружающего воздуха
20°С нагрев транзистора не превысит 50°С.
Резистор R3 в электронном реле ограничивает токовые броски через диод VD2 при зарядке конденсатора С2. Стабилитрон VD1 защищает DD1 от
бросков напряжения в бортовой сети автомобиля при работе системы зажигания.
На элементах VТ2, R6 собран узел контроля индикации реле. При перегорании одной из ламп поворотов HL1 вспыхивает один раз в
момент включения поворотов. В случае, когда они все исправны, контрольная лампочка вспыхивает в такт с зажиганием указателей поворотов
(HL2, HL3).
Величину сопротивления R6 в этом случае рассчитывают по формуле:
R6 = 0,7/I (Ом),
где I - номинальный ток, потребляемый лампами поворотов, А;
0,7 (В) - порог открывания VТ2.
В процессе наладки электронного реле R6 желательно подобрать экспериментально. Он наматывается нихрoмовым проводом 00,5...1
мм на корпусе резистора МЛТ-2 (ВС-2) с номиналом не менее 100 кОм. Впрочем, если HL1 не нужна, VТ2 можно не
устанавливать, а R6 - заменить перемычкой.
Микросхема DD1 заменяется на 564ЛА7, 564ЛЕ5, К561ЛЕ5.
R3 может иметь сопротивление в пределах 3,2...10 Ом.
Cтабилитрон VD1 подойдет любой, с напряжением стабилизации около 15 В (не менее 14,7 В).
А.Филипович
Радиомир 2003/03
<< Предыдущая | Cледующая >> |