fon2

Катодная защита от коррозии автомобиля.

Многим автолюбителям известно, что достаточно появиться небольшой царапине - и ржавчина начинает прямо-таки поглощать автомобиль. И бороться с ней весьма трудно. Какие только хитрости ни придумывают автомобилисты - различные покрытия, мастики, антикоры... Да вот беда: чтобы обработать с должным качеством все наиболее поражаемые места, приходится порой разбирать весь автомобиль. Такая операция занимает немало времени, да и требует постоянного контроля. Кроме того, в процессе эксплуатации происходит постепенное разрушение покрытий. Из-за вибраций при движении появляются микротрещины, под ударами камней или песка краска откалывается. Поэтому вполне понятно желание автомобилистов приобрести чудо-прибор: один раз потратился и навсегда защитил кузов от ржавчины.
Метод катодной защиты уже давно применяется на самых разнообразных объектах. Например, на кораблях устанавливают специальные протекторы, которые, растворяясь в морской воде, обеспечивают защиту корпуса судна.
Подземные трубопроводы перед укладкой обрабатывают антикоррозийными составами и обматывают специальной лентой. На определенном расстоянии от трубопровода закапывают анодный электрод - металлическую болванку, к которой подключают "плюс" источника постоянного тока, а к самой трубе - "минус". Благодаря разности потенциалов между электродом и защищаемым металлом в цепи образующегося электролита (влага, соль и т.п.) проходит ток. На аноде происходит освобождение электронов - реакция окисления, и саморастворение катода прекращается.

При катодной поляризации металлу нужно сообщить такую величину отрицательного потенциала, при котором его окисление становится термодинамически маловероятным. Для железа и его сплавов полная защита от коррозии достигается при его величине в 0,1...0,2 В. Дальнейший сдвиг потенциала мало влияет на степень защиты. Плотность защитного тока должна быть в пределах 10...30 мА/м2.
Кроме того, со временем на металле за счет концентрационной поляризации по кислороду наблюдается дополнительное смещение потенциала в отрицательную сторону, что позволяет периодически выключать катодную защиту (при ремонте автомобиля, зарядке аккумулятора и т.п.).

Устройство катодной защиты состоит из электронного блока и защитных электродов (анодов). На корпусе электронного блока размещают световую индикацию работы устройства.
Катодная защита позволяет поддерживать значение потенциала влажных участков поверхности корпуса автомобиля на уровне, необходимом для полной остановки и прекращения процессов коррозии за счет разрушения защитных анодов.
В качестве защитных анодов могут использоваться как разрушающиеся материалы (нержавеющая сталь, алюминий), требующие замены через 4 - 5 лет, так и неразрушающиеся, а для неразрушающихся анодов можно применять карбоксил, магнетит, графит или платину. Они выполняются в виде прямоугольных либо круглых пластин плoщадью 4-9 см2.
На рисунке приведена схема (рис.1) катодной защиты, которая может успешно справляться с явлениями коррозии.
katod zasch1 Конечно, в простейшем виде катодная защита может состоять из анодных пластин и проводов (рис.2), подключаемых непосредственно на "плюсовую" клемму аккумулятора. Однако здесь трудно контролировать возможное короткое замыкание анодных пластин с автомобильным кузовом и его работу в целом. Для этого в устройстве в цепь делителя напряжения R1-R2-R3 включен светодиод VD1, который в рабочем режиме светится ровным светом, потребляя незначительный ток от аккумулятора (около 2 мА).
katod zasch2 Если вдруг одна из пластин замыкается на кузов, светодиод прекращает светиться. В этом случае необходимо найти и устранить замыкание.
При повышенной влажности кузова светодиод может в небольших пределах изменять свое свечение, что указывает на работу катодной защиты. Кроме того, данное устройство имеет высокую надежность, поскольку дает при коротком замыкании выхода с кузовом ток перегрузки не более 25 - 30 мА. При установке и монтаже катодной защиты следует помнить, что:
- один электрод защищает площадь с радиусом около 0,25-0,35 м;
- анодные пластины устанавливаются только на места, защищенные лакокрасочным покрытием;
- для фиксации пластинок можно использовать только эпоксидный клей или шпатлевку на его основе;
- наружную сторону электродов (где нет пайки) нельзя покрывать мастикой, краской, клеем или другим электроизоляционным покрытием.

Электронный блок устанавливается в любом месте автомобиля и присоединяется к общей схеме автомобильного электрооборудования. При этом необходимо, чтобы электронный блок оставался включенным даже при отключенном общем электрооборудовании автомобиля.
В целом блок потребляет не больше чем часы автомобиля и гарантирует длительную эффективную работу даже при сильно разряженном аккумуляторе.

П.Беляцкий

Радиомир 2015/5
"Катодная защита от коррозии".

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet