
Автомобильный инвертор схема.
Для того, чтобы в дороге или на отдыхе в автомобиле можно было пользоваться обычной электроаппаратурой, рассчитанной на питание от
сети переменного тока 220V, радиолюбители собирают различные автомобильные преобразователи (инверторы).
Автомобильный инвертор — устройство для преобразования постоянного тока автомобильного 12 вольтового аккумулятора в переменный с
изменением величины напряжения до 220 вольт. Обычно он представляет собой генератор, сигнал которого по форме приближён к синусоиде.
Схема
Схема автомобильного инвертора, показанная на рисунке, состоит из трех функциональных узлов:
задающего мультивибратора,
вырабатывающего импульсное напряжение частотой 50 Гц с инвертором на выходе;
двухтактного транзисторного ключевого усилителя мощности и повышающего трансформатора.
Мультивибратор выполнен на микросхеме D1 с элементами D1.1 и D1.2. Его частота зависит от номиналов R1 и С1. Инвертор собран из D1.4,
создающий противофазные сигналы, поступающие на базы транзисторов VT1 и VT2.
Затем следует двухтактный усилитель мощности на транзисторах VT3 и VT4, нагруженный на низковольтную обмотку силового трансформатора
Т1. В результате по ней протекает импульсный ток, наводящий в повышающей обмотке высокое напряжение по форме близкое к
синусоидальному. Контур, состоящий из обмотки 2 и конденсатора С4, настроен на 50 Гц, что дополнительно повышает синусоидальность на
выходе инвертора.
Детали автомобильного инвертора
В схеме вместо микросхемы К561ЛН2 можно использовать инверторы из серии К561, например, К561ЛА7 или К561ЛЕ5, у которых входы каждого из
элементов которых соединены вместе (для того, чтобы из элемента И-НЕ или ИЛИ-НЕ получился простой инвертор). Микросхемы серии К176 для
этого не подходят.
Транзисторы КТ973 - с любым буквенным индексом; КТ805 можно заменить на КТ819, тоже с любыми буквенными индексами.
В качестве трансформатора годится любой сетевой на 220В мощностью 50 - 100 Вт и двумя выходными намотками по 10 - 15В каждая (или одна
на 20 - 30В с отводом посредине). И он включается наоборот - низковольтная - это первая "1", а высоковольтная - "2".
VТ4 и VT3 должны быть установлены на радиаторы. Радиаторы должны обеспечивать надежный теплоотвод и не касаться автомобильного
корпуса.
Каравкин В.
РК 1999/05
<< Предыдущая | Cледующая >> |