fon2

Прибор для проверки свечей зажигания своими руками.

Введение

В процессе эксплуатации автомобилей со свечами зажигания было замечено, что с уменьшением сопротивления изоляции свечей они работают хуже или вообще не работают, и двигатель работает с перебоями или вообще не заводится. Хорошие свечи зажигания, как показывает практика, имеют сопротивление изоляции более 10 МОм, а у новых свечей оно равно ∞.
В принципе, возможно измерять сопротивление изоляции мегомметром, однако не каждый автолюбитель может позволить себе приобрести его для проверки, поэтому целесообразно изготовить прибор-индикатор для оценки сопротивления изоляции свечей зажигания при напряжении 2000 В. Использовать напряжения больше 2000 В нельзя, так как при этом между электродами свечи зажигания будет проскакивать искра.
Прибор для проверки свечей зажигания, выполненный на четырех транзисторах, описан в [1]. Автор предлагает устройство, аналогичное описанному в [1], но значительно проще – всего на одном транзисторе.

Схема

Принципиальная электрическая схема устройства приведена на рисунке.
Как видно из схемы – это автогенератор, выполненный на транзисторе VT1 по схеме с общим эмиттером. При указанных ниже намоточных данных Т1 генератор вырабатывает короткие импульсы при частоте порядка 1100 Гц.
Режим работы VT1 зависит от величины сопротивления резистора R2. Для защиты схемы при неправильной подаче питания введен диод VD1.
В генераторе используется реконструированный трансформатор ТВС от черно-белого телевизора, в котором удаляется первичная обмотка (без разборки ТВС) и вместо нее нужно намотать новые обмотки, также без разборки:
WI = 43 витка провода ПЭВ2 диаметром 1,0 мм и WII = 14 витков провода ПЭВ2 диаметром 0,5 мм.
Высоковольтная обмотка ТВС-110ЛА, ТВС-ЛАм (WIII = 1200 витков провода ПЭВ2 диаметром 0,1 мм, R = 380 Ом), или ТВС110Л4 (WIII = 1290 витков провода ПЭМ диаметром 0,1 мм, R=410 Ом) остается без изменений.
avto svechi Для увеличения напряжения и выпрямления введен умножитель напряжения типа УН9/27-1,3 от цветного телевизора. С умножителя поступает напряжение несколько выше 2000 В, поэтому устанавливается делитель напряжения, выполненный на резисторах R4, R6, чтобы понизить напряжение до 2000 В.
Благодаря ограничительному резистору R5 на 10 МОм ток для испытания изоляции свечей зажигания не может быть более 200 мкА, поэтому он безопасен для человека при случайном прикосновении. Для безопасности при настройке прибора резисторы R4, R5, R6 и “+ " умножителя необходимо тщательно изолировать.
Транзистор VT1 необходимо снабдить теплоотводом с S = 50 см2.
Устройство питается напряжением ±12 В от автомобильного аккумулятора и потребляет ток порядка 500 мА. В качестве индикатора сопротивления Rиз используется микроамперметр типа М4206 на 200 мкА.
В некоторых случаях приходится подбирать величину резистора R2 в связи с разбросом параметров статического коэффициента передачи тока в схеме с ОЭ h21Э транзистора VT1, в особенности, при замене типа транзисторов.

Настройка, эксплуатация.

Настройка прибора сводится к подбору резистора R4 таким образом, чтобы при закороченных проводах для испытания свеч стрелка микроамперметра РА1 отклонялась до конца шкалы, то есть на 200 мкА. При Rиз = 10 МОм стрелка прибора установится на 100 и при меньшем Rиз стрелка прибора будет находится в пределах от 100 до 200.
Пользоваться прибором просто - подключаем провода: от гнезда Гн.1 - на “+” аккумулятора; от гнезда Гн.2 - на “–” аккумулятора (корпус автомобиля); от гнезда Гн.3 - на головку испытуемой свечи зажигания; от Гн.4 - к корпусу автомобиля и нажимаем кнопку SB1 – зажигается светодиод HL1 и стрелка индикатора РА1 отклонится на определенную величину (для новой свечи зажигания может вообще не отклонятся). Чем меньше отклонение стрелки РА1, тем выше Rиз свечи. При полном отклонении стрелки РА1 свечу зажигания необходимо немедленно изъять, и при отклонении более 100 также желательно заменить.
Помимо описанной выше методики, возможно также тестировать запасные свечи зажигания, подключив их к прибору с помощью тех же проводов, что и при проверке свечи зажигания в автомобиле. Возможно также сделать отдельную планку с пружинами-контактами для вставки запасных свеч.
Следует заметить, что не следует сразу выбрасывать отбракованные свечи зажигания; их необходимо почистить, выдержать сутки в ацетоне и затем промыть спиртом и снова проверить прибором – если РА1 показывает менее 100, то ее возможно использовать.

Детали

В устройстве вместо КТ819Б возможно применить транзистор КТ805БМ, подобрав режим работы с помощью R2.
avto svechi1 Вместо микроамперметра на 200 мкА возможно применить микроамперметр на 100 мкА, зашунтировав его резистором, равным внутреннему сопротивлению используемого прибора; с шунтом прибор на 100 мкА будет иметь полное отклонение при 200 мкА.
К примеру, микроамперметр на 100 мкА типа М476/3 от переносных магнитофонов имеет сопротивление рамки, равное 1500 Ом, следовательно шунт должен иметь такое же сопротивление.

Корпус

Устройство можно собрать как в пластмассовом корпусе, так и в металлическом и даже с многослойной фанеры.
Общий вид прибора для проверки свечей зажигания в пластмассовом корпусе показан на фото 1, а в корпусе из фанеры – на фото 2, где показана также планка с пружинами-контактами для тестирования запасных свечей зажигания.

Литература:
1. Бабын Д.С.
Пробник для проверки свечей зажигания.
“Радиомир”, 2009, №2, с. 21.
2. Кузинец Л.М., Соколов В.С.
Узлы телевизионных приемников.
Справочник. - М., “Радио и связь”, 1987 г.

Бабын С.

"Радиолюбитель" 2014/08

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet