fon2

Напряжение 5 В в автомобиле.

В настоящее время многие бытовые устройства имеют возможность работы или подзарядки аккумуляторов от сети 220 В через автономные блоки, преобразующие это напряжение в 5 В. В первую очередь следует отметить СD плееры и малогабаритные видеокамеры. Они же имеют возможность работы и от USB выхода компьютера, где на разъеме присутствует 5 В. Сложнее обстоит дело "на природе", когда из внешних источников имеется только автомобильный аккумулятор. С автомобилем, конечно!

В [1] приведена схема (рис.1) простого устройства понижения напряжения аккумулятора автомобиля до 5 В.
5v avto Микросхема регулируемого стабилизатора напряжения IC1 типа IМ317-220 за счет резистивного делителя R1, R2 обеспечивает на выходе 5 В.
Диод D1 защищает радиокомпоненты от выхода из строя при ошибочной переполюсовке входного напряжения от батареи автомобиля.
Стабилитрон D2 на 5,6 В защищает нагрузку схемы при возможном пробое IС1.
Наличие выходного напряжения 5 В у стабилизатора индицирует светодиод LD1.
Конденсаторы С1...С4 повышают устойчивость работы устройства, исключая самовозбуждение микросхемы.
Схема типовая, но один момент вызывает сомнение в правильности выбранной защиты при возможной переполюсовки напряжения в автомобиле.
Действительно, диод D1 выполняет свою защитную функцию для всех элементов, кроме конденсатора С1. При неправильном подключении полярности клемм аккумуляторной батареи автомобиля к контактам колодки К1 этот конденсатор выйдет из строя. Чтобы этого не произошло, достаточно включить "плюс" С1 к точке соединения катода D1 и входа IN микросхемы IС1, как это сделано для С1*.
Учитывая возможный нагрев МС стабилизатора напряжения IС1 при протекании большого тока нагрузки (до 1,5 А) необходимо устанавливать его на охлаждающий радиатор.

Литература.
1. Autonabijecka рго ОЗВ 11
Атaterske RADIO. -2009. -Nцб. -3.10.

Е. Яковлев

РадиоМир 2019/03

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet