fon2

Простое автомобильное зарядное своими руками.

В холодное время года старые автомобильные аккумуляторы начинают "капризничать" и их приходится подзаряжать. В большинстве случаев автолюбителю нужно к утру подзарядить слабый аккумулятор и для этого не обязательно иметь сложное зарядное устройство.
В свое время выпускалось компактное надежные зарядные устройства для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторов, состоявшее из понижающего трансформатора с переключающейся вторичной обмоткой, мостового выпрямителя и амперметра. При изготовлении такого зарядного основные сложности возникают с подбором готового трансформатора или намоткой толстым проводом вторички с отводами.
zu avto Подбор готового трансформатора для автомобильного зарядного можно упростить, если применить простую схему фазового управления средним значением тока [1].
В ней тиристором VS1 управляет генератор на однопереходном транзисторе VТ1 с времязадающей цепочкой (R2+RЗ) - С3. Во время положительного полупериода переменного напряжения на вторичной обмотке Т1 конденсатор С3 заряжается через резисторы R2 и R3. При достижении напряжением на СЗ порогового значения генератор на однопереходном транзисторе VТ1 вырабатывает короткий импульс, открывающий VS1, который остается открытым до конца положительного полупериода. Момент его включения определяется емкостью конденсатора С3 и суммарным сопротивлением резисторов R2 и R3.
При малом сопротивлении конденсатор быстро заряжается, VS1 открывается в начале полупериода, и среднее значение зарядного тока максимально. При увеличении сопротивления VS1 открывается позже, и токовый заряд автомобильной аккумуляторной батареи уменьшается. Величина заряда устанавливается резистором R2 в пределах 0...5 А. Когда переменное напряжение пересекает ноль, VS1 закрывается. При отрицательном полупериоде ток через нагрузку не проходит, т.е. тиристор выполняет функции не только регулирующего элемента, но и однополупериодного выпрямителя. Поэтому в автомобильном зарядном обычного выпрямителя нет.
Отрицательный полупериод не оказывает влияния и на генератор. Пройдя через резистор R1, он закорачивается на общий провод стабилитроном VD1, который для отрицательного напряжения - обычный диод. Поэтому в схеме зарядного симметричный стабилитрон применять нельзя.
При однополупериодном выпрямлении на выходе Т1 протекает постоянная составляющая тока, подмагничивающая сердечник, что может привести к его насыщению и перегреву обмоток. Поэтому объем сердечника, по сравнению с расчетным, нужно увеличить в 1,5...2 раза.

Понижающий трансформатор в автомобильном зарядном, если нет готового, можно применить от лампового телевизора (160...200 Вт). Его вторичные обмотки снимаются и вместо них наматывается новая проводом ПЭЛ ø1,56 мм.
Тиристор - КУ202Е(И, Л, Н). Его нужно установить на подходящем теплоотводе. Учитывая, что "-" автомобильной батареи GВ1 соединяется с анодом тиристора, его можно закрепить на металлическом корпусе зарядного устройства, который будет используется как теплоотвод.

Литература:
1. Д.Ленк. Электронные схемы:
Практическое руководство.
М.: Мир. 1985.

П.Севастьянов

Радиомир 2010/01
"Простое зарядное устройство
для автомобильных АБ".

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet