fon2

Защита трехфазных двигателей от пропадания фазы.

Тысячи электродвигателей выходят из строя из-за обрыва или пропадания одной из фаз питающего напряжения. Часто ни предохранители, ни автоматы не спасают двигатель, и его нужно отправлять в перемотку.
Существует несколько промышленных устройств, предназначенных для защиты двигателей от перегрева в случае пропадания одной из фаз. Наиболее эффективным в этом плане видится блок защиты, предназначенный для отключения пускателя в аварийных режимах и удержания его в отключенном состоянии до осмотра нагрузки и устранения неисправности [1]. В нем регулируется порог срабатывания максимальной токовой защиты и порог срабатывания тепловой защиты в зависимости от мощности двигателя. Блок хорош, но сложен, дорог, дефицитен и на каждый двигатель их не напасешь.
Существовало реле контроля фаз, отключающее двигатель при пропадании одной из них, но даже в те времена оно было в дефиците.
Электромонтеры по своему разумению и возможностям самостоятельно изготавливали схемы защиты. В [2] показана одна из таких схем. В [3] входят описания:
— реле контроля фаз;
— тепловая защита двигателей;
— мостовая схема защиты;
— две простые схемы защиты;
— простой способ защиты.

В [4] также описаны схемы защиты двигателей. Работая электромонтером, автором статьи в 1967 году было сделано несколько подобных устройств.
zaschita dvigatel Одно из них (см. рис.) состояло из трех трансформаторов тока Т1-ТЗ, вторичные обмотки которых включены согласно-последовательно и напряжение с которых поступает на катушку реле пропадания фазы К2, который своим нормально-разомкнутым контактом удерживает катушку магнитного пускателя К1 во включенном состоянии, когда присутствуют все три фазы. Двигатель работает, но при пропадании любой из фаз реле своим контактом обесточивает катушку магнитного пускателя. Двигатель отключается и запуск его невозможен.
Вторичные обмотки трансформаторов тока намотаны на тороидальных сердечниках из трансформаторной стали. Торы имеют размеры: внешний диаметр 40 мм, внутренний — 20 мм, высота - 15 мм. Обмотка содержит несколько сот витков провода ПЭВ-0,15. Первичная обмотка образуется несколькими витками фазных проводов в зависимости от мощности двигателя.
Реле поляризованное РП-4 подключено ко вторичным обмоткам через диод VD1 Д7Ж.
Параллельно катушке К2 подключен электрический конденсатор С1 емкостью 50 микрофарад.
Все это устройство защиты двигателя от пропадания фаз помещалось в пускатель третьей величины.

Литература:
1. Пускатели тиристорные серии ПГ.
Паспорт ОДЖ 468 243.
2. Шепетько Ю. Защита трехфазного двигателя.
— Радио. № 3, 1972. с. 51.
3. Сборник "В помощь радиолюбителю", выпуск 19.
— М., ДОСААФ 1964, с. 41-51.
4. Зимин Е. Защита от работы на двух фазах
— Энергия, Москва-Ленинград, 1967, с.69.

Левченко С.

Радиомир 2015/04

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet