fon2

Электронный выключатель массы своими руками.

В [1] было помещено описание электронного выключателя массы для аккумулятора автомобиля. Однако, на мой взгляд, главный недостаток этого выключателя в том, что им нельзя воспользоваться, если в бортовой сети возникает короткое замыкание. Кроме того, в выключателе массы нет индикатора включения. А ведь это часто бывает необходимо.

Я предлагаю свою схему электронного выключателя массы.
Включение и выключение устройства осуществляется двумя кнопками.
Упрощенная схема выключателя массы приведена на рис.1, а полная - на рис.2.
vyklyuchatel massy1 В него введен фильтр высоковольтных помех, возникающих в результате работы генератора и зажигания. Собран фильтр на элементах С1, С2 и VD1. Конденсаторы С1 и С2 гасят пульсации напряжения выпрямителя генератора, а стабилитрон VD1 (с напряжением стабилизации 18 В) устраняет скачки напряжения, возникающие в бортовой сети автомобиля при работе системы зажигания, а также электродвигателей. Выключатель массы имеет два гнезда для подключения дистанционного управления на ИК-лучах и сигнализации, срабатывающей от всевозможных датчиков (дверных выключателей, датчика качания и др.).
Конденсаторы СЗ...С5 - искрогасительные. Они предназначены для устранения искрения контактов реле и кнопочных выключателей. Диод VD3 также предназначен для устранения искрения контактов кнопки SB2, появляющегося в результате ЭДС самоиндукции обмотки реле К1.
На элементах VD2 и VS1 собрана силовая часть устройства. Через диод VD2 протекает ток заряда аккумуляторной батареи (АБ), а через тиристор VS1 - ток разряда.

Основные параметры выключателя массы (используя радиоэлементы, указанные на схеме):
Рабочее напряжение:
- максимальное, В.....16,6
- минимальное, В.....10,5
Потребляемый ток (собственный)
- во включенном состоянии, А.....0,12
- в выключенном состоянии, мА.....15
Обратный ток, мА, не более.....15
Прямой, максимально допустимый ток:
- зарядный, А.....80
-разрядный, А.....160
Падение напряжения на схеме (между выводом + АБ и "массой"), В, не более.....0,25
Максимально допустимое импульсное напряжение, В.....200

Рассмотрим работу выключателя массы.
Замыкая кнопку SB1 срабатывает реле К1 и самоблокируется своими контактами К1.2. Одновременно замыкаются контакты К1.1, которые вызывают открывание тиристора VS2. Он, в свою очередь, включает тиристор VS1. Тиристор VS1 подключает к корпусу автомобиля аккумулятор, что вызывает зажигание светодиода HL1.
vyklyuchatel massy2 При нажатии кнопки SB2 прерывается ток через обмотку реле К1, и его контакты размыкаются. Одновременно замыкаются аноды и катоды тиристоров, что вызывает их принудительное закрывание. В налаживании устройство фактически не нуждается. Но возможна ситуация, когда масса не будет выключаться. Тогда придется уменьшить сопротивление резистора R2 до 6 Ом, а возможно, поменять местами группы контактов кнопки SB2.
К деталям конструкция выключателя не критично. Вместо тиристора VS1 можно применить любой мощный тиристор, рассчитанный на максимальный прямой ток не менее 160 А и обратное напряжение не менее 200 В.
В качестве VD2 подойдет любой диод на ток не менее 35 А и Uобр ≥200 В. Кроме того, необходимо, чтобы у диода катод был соединен с корпусом.
Диоды VD3, VD4 можно заменить на Д226А (Б, В, Г).
Стабилитрон Д817Д - на любой другой с Uст=14...20 В и Iст max≥ 400 мА.
Резистор R2 должен быть проволочным, а R3 - рассчитанным на мощность рассеяния 1...2 Вт.
В качестве реле К1 подойдет любое реле, имеющее четыре группы переключающих контактов, напряжение срабатывания 9...11 В и удерживающее контакты при падении напряжения до 5...6 В.
Следует отметить, что при установке выключателя массы на автомобиль, значительно улучшается качество радиоприема, особенно стерео в диапазонах FM и УКВ.
Если установить вместо кнопки SB1 геркон с нормально разомкнутыми контактами, выключатель массы можно использовать как противоугонное устройство и включать массу с помощью постоянного магнита, поднесенного в нужное место. Следует учесть, что нажимать кнопку SB2 при выключении устройства необходимо кратковременно, так как резистор R2 разогревается.

vyklyuchatel massy3

Целесообразно (в легковых автомобилях) скомпоновать устройство в двух корпусах - в первом, который устанавливается возле АБ под капотом, где размещается силовая часть устройства и фильтр помех (элементы VS1, VD2, С1, С2, VD1, VS2), и в другом, устанавливаемом в салоне автомобиля, где размещается все остальное.
Силовые элементы устройства VD1, VD2, VS1, VS2, особенно VS1 и VD2, необходимо размещать вдали от нагревающихся деталей автомобиля, на собственных радиаторах из алюминия или дюраля. Компоновочный чертеж силового блока выключателя массы приведен на рис.3, а вид передней панели "салонного" блока - на рис.4.
Устройство отключения массы было установлено на моем автомобиле три года назад, и до сих пор с ним не было никаких проблем, следует лишь следить за тем, чтобы силовые элементы не перегревались.
При использовании в качестве реле К1 РЭС-22 (паспорт РФ500.131) появляется дополнительное удобство при эксплуатации автомобиля.
Так, vyklyuchatel massy4 например, при понижении напряжения на клеммах АБ до 10,5 В масса авто перестает включаться, что защищает АБ от глубокого разряда.
Вместо светодиодного индикатора (HL1) можно использовать электронный цифровой вольтметр.

Филипович А.
Радиомир 2001/02

Литература:
1. Моделист-конструктор, 1985, N10.

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet