fon2

Зарядное устройство для всех типов аккумуляторов схема.

universal zaryadnoe1

Предлагаемое зарядное устройство позволяет заряжать любые аккумуляторы напряжением от 1,2 до 15 В и номинальной емкостью от 0,05 до 20 Ач и может найти широкое применение у радиолюбителей, автовладельцев и даже пользователей электронной техники. Основные технические характеристики этого зарядного показаны в таблице.
Прибор представляет собой зарядное устройство (токовый стабилизатор), использующее частотно-импульсное регулирование, что позволяет обойтись без громоздкого теплоотвода от регулирующего транзистора.

universal zaryadnoe4

Принципиальная схема зарядного устройства аккумуляторов (рис.1) определяет его элементную базу, которая содержит:
- трансформатор Т1,
- выпрямитель VD1 с фильтрующим конденсатором С1,
- параметрический стабилизатор R1VD2,
- мультивибратор на транзисторах VТ2 и VТЗ с токовым усилителем на VТ4,
- составной транзистор VТ5, VТ6, работающий в режиме переключения,
- индуктивно-емкостный фильтр L1С3, коммутирующий диод VD3.
Резисторы R14 - R25, R7, транзистор VТ1 образует цепь отрицательной обратной связи.

Принцип работы зарядного устройства.

universal zaryadnoe2

При включении питания конденсатор С3 разряжен, VТ1 закрыт, мультивибратор генерирует импульсы, следующие с частотой около 20 кГц. Усиленные VТ4 импульсы мультивибратора открывают составной транзистор VТ5 - VТ6. Когда он открыт, ток течет через него, дроссель L1, нагрузку GB, подключенную к разъемам Х1 и Х2, резисторы R14 - R25 (в зависимости от выбранного переключателем SA1 предела токового заряда) и конденсатор СЗ. При закрывании VТ4 ток самоиндукции дросселя L1 замыкается через коммутирующий VD3, конденсатор С3, нагрузку и резисторы R14 - R25.
После нескольких импульсов мультивибратора падение напряжения на R14 - R25 достигает 0,65 В, VТ1 открывается и работа мультивибратора прекращается. В установившемся режиме, при уменьшении тока нагрузки, падение напряжения на резисторах R14 - R25 уменьшается, VТ1 закрывается и мультивибратор вырабатывает один импульс длительностью 20 мкс. Затем следует пауза длительностью от 0,045 до 4,5 мс (в зависимости от токовой величины на нагрузке). После этого цикл повторяется.
Налаживание зарядного устройства сводится к тщательному подбору R14 - R25, определяющих зарядные токи элементов или аккумуляторов.

Большая часть деталей описанного устройства смонтирована на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм (рис.2).
Конструктивно зарядное устройство состоит из основания, панели и крышки.
Основание устройства размерами 240х120х6 мм изготовлено из винипласта. На нем крепятся: трансформатор Т1, дроссель L1, конденсаторы С1, СЗ, плата, транзисторные и диодные радиаторы.
VТ6 установлен на теплоотводе и к нему прижат VТ5. Радиаторы ставят на основание через втулку высотой не менее 5 мм. Снизу основания корпуса зарядного крепятся резиновые "подпятники". Желательно под радиаторами для улучшения вентиляции просверлить несколько отверстий.
Лицевая панель размерами 240х120х3 изготовлена из алюминия АМг З. На ней крепятся: сетевой тумблер S1, держатель предохранителя, светодиод HL1, переключатель тока зарядки SA1, вольтметр, амперметр, выходные клеммы. Надписи на панели сделаны гравировкой. Панель крепится к основанию винтами М4.
Крышка зарядного устройства изготовлена из стального листа толщиной 0,5. Она имеет вентиляционные отверстия и крепится к основанию винтами МЗ.
Транзисторный радиатор имеет размеры 90х70х14 с высотой ребра 10 мм. Радиатор под диоды КД21ЗА имеет размеры 70х70х14 с высотой ребра 10 мм.
Транзисторы и диоды ставят на радиаторы на пасте КПТ-8, только диоды ставят еще и через прокладки. Диод VD3 монтируют с обратной стороны платы и приклеивают к транзисторному теплоотводу через прокладку тоже пастой КПТ-8.

О деталях.

В данной конструкции зарядного устройства использованы (или могут быть применены) следующие детали.
universal zaryadnoe3 1. Трансформатор Т1 - ТПП-220-50. Возможно применение самодельного трансформатора со следующими данными: магнитопровод Ш20х20, обмотка 1 должна содержать 2000 витков провода ПЭВ-1 диаметром 0,25, а обмотка 2 - 300 витков провода ПЭВ-1 диаметром 0,75мм.
2. Дроссель L1 - Д237В, но можно использовать самодельный. Он должен иметь индуктивность 5,5 мГн, магнитопровод Ш20х20 из феррита марки 2000НМ с 250 витками провода ПЭВ-1 диаметром 1,5 мм. Между его Ш-образными половинками помещают прокладку из текстолита толщиной 1,2 мм.
3. Резисторы типа С2-33, МЛТ, ОМЛТ. Резисторы R22 - R25 - С5-16МВ.
4. Конденсатор: С2 типа К10-17а-М750; С1, СЗ типа К50-6, К50-16, К50-24, К50-29, рассчитанные на напряжение не менее 50 В.
5. Тумблер S1 - типа МТД1.
6. Переключатель SA1 - типа ПГК, ПГГ-11П-1Н.
7. Держатель плавкой вставки - типа ДВП4-1 В.
8 Вольтметр и амперметр - типа М4203.
9. Выходные клеммы - вида ЗМЗ .
10. Транзистор КТ815А можно заменить на КТ817А, а КТ817 на КТ819 в пластмассовом корпусе.
Плата рассчитана на установку диодного моста типа КЦ410А. В данной конструкции зарядного устройства использован мост, собранный на диодах КД221ЗА, установленных на радиатор.
11. Светодиод HL1 - АЛЗ07 или ему подобный с рабочим током 10 мА.
12. Амперметр - на 3 А.
13. Вольтметр - на напряжение не менее 50 В, так как при включении зарядного устройства без нагрузки на выходе будет около 42 вольт. При включении зарядной нагрузки (аккумулятора) вольтметр будет показывать напряжение, которое в данный момент есть на клеммах аккумулятора.
Следует помнить, что зарядный ток аккумулятора должен быть равен 0,1 от номинальной емкости аккумулятора.

Ю.Курбаков

МК 2006/08

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet