fon2

Сигнализация о необходимости включения или выключения фар.

В соответствии с правилами дорожного движения у любого автомобиля во время движения должны быть включены фары в любое время суток. Ночью это не вызывает проблем, а вот днем можно забыть их включить при движении и выключить при остановке двигателя. В первом случае это грозит неприятностями общения с сотрудником ДПС, а во втором - разряженным аккумулятором.
Предлагаю, ничего не меняя в схеме электрооборудования автомобиля, установить устройство для предупреждения водителя звуковой сигнализацией о необходимости включения или выключения фар.

Работает устройство следующим образом.
1. Если вы запустили мотор, но не включили фары, то примерно через семь секунд раздается двойной звуковой сигнал, напоминающий, что фары надо включить. Если фары все же выключены, то двойной сигнал будет повторяться через каждые десять секунд до тех пор, пока они не будут включены.
2. Если вы выключили мотор, но не выключили фары, то сразу же раздается двойной звуковой сигнал, напоминающий что их нужно выключить. И эта сигнализация будет повторяться через каждые десять секунд до тех пор, пока фары не будут выключены.
Основными точками управления схемой являются точки подключения датчика давления масла в системе двигателя и подключения габаритного освещения.
У большинства автомобилей включить фары можно только после включения габаритного освещения. Когда двигатель выключен - фары гаснут, но габаритное освещение включено и разряжает аккумулятор автомобиля с забытыми включенными габаритными фарами.
Датчик давления масла двигателя представляет собой контакт, который в нормальном положении замкнут на корпус (минус), но при наличии определенного давления масла он размыкается. Между датчиком и плюсом включена индикаторная лампа. Таким образом, когда мотор не работает, эта контрольная точка находится на низким логическим уровне, а при работающем моторе - на высоким. Так же аналогично с габаритным освещением: когда освещение выключено - на лампах низкий уровень, когда включено - высокий.
Принципиальная схема сигнализации показана на рис.1.
Как видите, неправильная ситуация возникает только тогда, когда в данных точках (датчик масла и габаритное освещение) логические уровни разные. Именно в этом состоянии и должна включаться сигнализация. Это соответствует логике работы элемента «исключающее ИЛИ». Если на входах такого элемента логические уровни одинаковы, на его выходе будет ноль, а если они разные - единица ("1"). Входной точкой схемы является логический элемент D1.1. На его входы приходят напряжения с датчика давления масла «МАСЛО» и с ламп габаритного освещения «Г.О.». Цепи R1-R3-VD1 и R2- R4-VD2 предназначены для защиты чувствительных высокоомных входов микросхемы «К561» от грубого воздействия бортовой сети автомобиля.
Есть и третья контрольная точка - замок зажигания «З.З.». Она управляет временем начала сигнализации: если замок зажигания включен, сигнализация начинается с 10-секундной задержкой, а если выключен - сразу.
Допустим, завели двигатель, но фары включить забыли. В этом случае на выводе 1 D1.1 - "1", а на выводе 2 - ноль. На его выходе - "1". На выходе инвертора D1.2 будет ноль, который подается на обнуляющий вход (вывод 15) десятичного счетчика D2. Это позволяет D2 начать считать импульсы, генерируемые мультивибратором на инверторах D1.3 и D1.4. От частоты этих импульсов зависит период повторения звуковых сигналов. Поскольку зажигание включено (двигатель работает) на стабилитроне VD4 будет напряжение логической "1", которое поступает на ножку 9 D3.3 и делает элемент восприимчивым к изменению логического уровня на его выводе 8. При этом, ноль с выхода инвертора D3.1 делает элемент D3.2 не восприимчивым к изменению уровня на его выводе 5. В результате через диоды VD7, VD8 и элементы D3.3 и D3.4 на базу VT1 поступает уровень с выводов 6 и 11 счетчика D2. Поэтому сигнализация начинается только тогда, когда счетчик досчитает до состояния «7». При этом "1" с вывода 6, а потом и с 11 поступает на транзистор VT1, который открывается и подает ток на малогабаритный звукоизлучатель со встроенным генератором F1, издающий два звуковых сигнала.
signaliz far1 Если фары так и выключены, то D2 будет продолжать работать «по кольцу», повторяя двойной звуковой сигнал каждые 10 секунд.
При включении фар уровни на входах D1.1 становятся одинаковыми и на его выходе устанавливается ноль, а на инверторе D1.2 - "1". Единица с выхода D1.2 приходит на обнуляющий вход D2, сбрасывает его и фиксирует в нулевом положении. Сигнализация прекращается, либо не возникает, если фары включили до того как счетчик сосчитал до 7-и.
Допустим, выключили двигатель, но фары выключить забыли. В этом случае на ножке 1 D1.1 логический ноль, а на 2 - "1". На его выходе - единица, а у инвертора D1.2 будет ноль, который поступает на обнуляющий вход (вывод 15) десятичного D2. Это позволяет D2 начать считать импульсы, генерируемые мультивибратором на инверторах D1.3 и D1.4. От частоты этих импульсов зависит период повторения звуковой сигнализации.
Поскольку зажигание выключено (двигатель не работает) на стабилитроне VD4 будет напряжение логического нуля, которое приходит на ножку 9 D3.3 и делает элемент не восприимчивым к изменению величины логического сигнала на его ножке 8. При этом же, единица с выхода инвертора D3.1 делает элемент D3.2 восприимчивым к изменению уровня на его выводе 5. В результате через диоды VD5, VD6 и элементы D3.2 и D3.4 на базу VT1 поступает уровень с ножек 2 и 7 счетчика D2. Поэтому сигнализация начинается сразу же после выключения двигателя. При этом единица с ножки 2, а потом и 7 поступает на транзистор VT1. Он открывается и подает ток на звукоизлучатель F1, который сигнализирует двумя звуковыми сигналами. Если фары так и не выключены, то счетчик D2 будет продолжать работать «по кольцу», повторяя звуковые сигналы каждые 10 секунд.
При выключении фар величины логических сигналов на входах D1.1 становятся одинаковыми. На его выходе устанавливается ноль, а у инвертора D1.2 - "1". Единица с выхода D1.2 поступает на обнуляющий вход счетчика D2, сбрасывает его и фиксирует в нулевом положении. Сигнализация прекращается.

signaliz far2

Монтаж устройства односторонний и сделан на печатной плате (рис. 2). Есть три перемычки, выполненные гибким монтажным проводом. Печатные дорожки показаны схематически без демонстрации их ширины. Реальная ширина дорожек различается и в среднем составляет 2-3 мм.
Микросхемы можно заменить аналогами серии К176 или зарубежных производителей.
Звукоизлучатель F1 - любой со встроенным генератором на напряжение 12 В.
При налаживании сигнализации можно изменить периодичность повторения звукового сигнала подбором сопротивления R6 или емкости С1.

Григорьев В.

РК 2014/10

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet