fon2

Как сделать парктроник.

Парктроник - это совсем несложное устройство, которое сигнализирует о опасном приближении датчика радара к какому-то препятствию. Ему можно найти много применений, например, для управления парковкой автомобиля. Сигнализация звуковая, - при приближении ближе заданного порога раздается звук высокого тона.

«Глаз» парктроника состоит из инфракрасного светодиода и интегрального ИК - фотоприемника. Обе эти детали широко используются в системах дистанционного управления телевизорами и другой бытовой электронной техникой.
Парктроник работает за счет отражение ИК-луча от поверхности. Конструктивно «глаз» должен быть сделан так, чтобы ИК-свет от светодиода не попадал непосредственно на фотоприемную поверхность фотоприемника. ИК-датчики парктроника должны быть направлены в одну сторону - на препятствие, но разделены между собой непрозрачной перегородкой. Их корпуса не должны выступать за края этой перегородки, чтобы не было оптической связи между ними, но отраженный свет попадать может. Этого и нужно добиваться, прорабатывая конкретную конструкцию датчика парктроника.
Дальность реакции при приближении препятствия оценивается парктроником на основе пороговой чувствительности фотоприемника. Используемый здесь фотоприемник содержит внутренний компаратор - формирователь логических импульсов. Поэтому порог чувствительности у него явно выражен, хотя и может различаться у разных экземпляров даже из одной партии.
Для установления дальности парктроника используется регулировка тока через светодиод, то есть, регулировка его яркости. Чем выше яркость, тем на большую удаленность отражающей поверхности будет реагировать парктроник. При меньшей яркости - на меньшем расстоянии. Регулировка осуществляется подстроенным резистором в процессе налаживания парктроника. Индикация приближения ближе заданного порога дальности - акустическая.
Принципиальная схема парктроника - рисунок в тексте.
parktronik HF1 - это фотоприемник. Инфракрасный светодиод - НL1. Микросхема D1 выполняет роль генератора импульсов частоты около 36 кГц (частота задается цепью R2-C4). Элементы D1.1 и D1.2 образуют мультивибратор, а другие два элемента, включенных параллельно образуют выходной буферный каскад повышенной мощности.
Для управления светодиодом транзисторный ключ здесь не используются. Более того, ток через него ограничен резисторами R1 и R3. При номинальном токе через (как в типовой схеме пульта ДУ) дальность реакции на преграду составляла бы 10 метров и даже более. Здесь же нужно менее метра. Поэтому для питания НL1 выходного тока микросхемы К561ЛН2 даже много.
Пока преграда отсутствует или находится за пределами порога дальности, свет от HL1 не поступает на HF1, либо его яркости слишком мало для чувствительности HF1. Поэтому на выходе HF1 единица. Транзистор VT1 открыт, диод VD1 также открыт и своим открытым переходом блокирует мультивибратор на элементах D1.5 и D1.6. Этот мультивибратор настроен на генерацию звуковых импульсов частотой около 1500 Гц, а на его выходе включен пассивный пьезоэлектрический звукоизлучатель BF1. Звука нет.
По мере приближения к препятствию датчика парктроника сила отраженного ИК-света в определений момент превышает порог чувствительности HF1. В этот момент логическое состояние выхода HF1 меняется на обратное и транзистор закрывается. Диод VD1 перестает мешать работать мультивибратору D1.5-D1.6 и импульсы звуковой частоты с его выхода поступают на BF1. Раздается звуковой сигнал.
В схеме парктроника применяются детали:
НL1 - любой, применяемый для пультов дистанционного управления;
HF1 - типа SFH506-36 или другой аналогичный;
микросхему К561ЛН2 можно заменить аналогом другой КМОП-серии с шестью инверторами;
пьезоэлектрический звукоизлучатель BF1 - от неисправного мультиметра, но можно использовать практически любой пьезоэлектрический (не электромагнитный) аналог без встроенного генератора.

Медников А.

РК 2013/08

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet