fon2

Сигнализация на мотоцикл своими руками.

Предлагаемая охранная сигнализация устанавливается на мотоцикл (под сидение или в другое, относительно скрытое место) и реагирует на изменение его положения. Любой наклон или перемещение приводит к срабатыванию датчика качения, которое приводит к немедленному включению прерывистой сигнализации. В качестве акустического излучателя работает собственный звуковой сигнал мотоцикла. Отключение и включение сигнализации производится при помощи скрытого тумблера или электрического замка, такого как замок зажигания, но установленного в другом месте.

Принципиальная схема сигнализация мотоцикла показана на рисунке 1. Роль датчика Р1 выполняет микроамперметр типа М470 от индикатора уровня записи магнитофона или точной настройки радиоприемника. На стрелке индикатора закрепляется небольшой груз - шайба М2, так чтобы она не задевала за его шкалу или корпус. Сам индикатор в рабочем положении устанавливается "вверх ногами" - так чтобы стрелка была направлена вниз и качалась как маятник.
При изменении положения корпуса мотоцикла меняется положение и корпуса индикатора, его стрелка качается и в рамке наводится ЭДС, которая усиливается ОУ А1. На выходе А1 появляются положительные импульсы и они запускают одновибратор на D1.1 и D1.2. Его выход на 15 секунд устанавливается в единичное состояние, что приводит к открыванию транзистора VT1.
moto signaliz1 Одновременно мультивибратор на D1.3 и D1.4 при помощи диода VD2 начинает прерывать это напряжение с частотой около 2 Гц. Через обмотку реле Y1 протекает пульсирующий ток и контакты реле периодически замыкаются с частотой мультивибратора. Сами контакты включены параллельно кнопке звукового сигнала мотоцикла и периодически пропускают через него ток. Это продолжается 15-20 секунд (время зарядки С5 через R5), затем схема переходит в исходное состояние.
В момент подключения питания одновибратор D1.1 D1.2 может оказаться в любом положении, поэтому, чтобы сигнализация не включилась ошибочно, сразу после его включения, служит цепь C6R7, задерживающая начало работы мультивибратора D1.3 D1.4 на 25-30 секунд после включения. Этого времени достаточно чтобы одновибратор установился в нулевое положение. Включается и выключается сигнализация мотоцикла выключателем S1.

Напряжение питания может быть более 6-ти вольт, - до 15В, при этом однако, соответственно изменится чувствительность индикатора (увеличится усиление А1) и несколько изменятся временные интервалы сигнализации мотоцикла, поэтому при переходе на 12В возможно прийдется внести соответствующие изменения в номиналы RC-цепей и скорректировать усиление А1 подбором номинала R3.

В процессе налаживания нужно подобрать R3 таким образом, чтобы обеспечить минимально-достаточную чувствительность датчика. Он должен уверенно срабатывать на изменение положения мотоцикла и не реагировать на внешние звуки и вибрации.
Время звучания сигнализации мотоцикла можно установить подбором номинала R5, а время задержки после включения питания - R7. При этом нужно учитывать, что задержка должна быть больше времени звучания сигнализации.

Электромагнитное реле - любого типа на напряжение срабатывания равное напряжению питания, важно чтобы его контакты выдерживали ток через звуковой сигнал. В данной конструкции сигнализации мотоцикла использовано реле РЭС-9 паспорт РС4.524.229. При напряжении питания 12В желательно взять автомобильное реле звукового сигнала, "восьмерочное".
Операционный усилитель может быть - К140УД6, К140УД608, 140УД6, К140УД7, К140УД708, 140УД7, К153УД2, 153УД2.
Транзистор КТ815 можно заменить на КТ817, КТ604, KT602.
Диоды КД521 - на КД522, КД503, КД510, Д18, Д9, КД102, КД103. Диод Д226 - на Д7, КД208, КД209, КД105, КД226.
Датчик-микроамперметр тщательно демпферируется при помощи тонкого поролона так, чтобы он реагировал только на качания, а не на внешние звуки. Кроме того, он не должен иметь жесткого механического контакта с корпусом мотоцикла.
Все детали, кроме микроамперметра, электромагнитного реле, диода VD4 и выключателя монтируются на одной печатной плате из фольгированного одностороннего стеклотексталита (рис.2).

moto signaliz2

Эту сигнализацию можно установить на автомобиль, она будет реагировать на качания кузова (при попытке взломать дверь, открывании двери, попытке снять стекло или колесо, при попытке буксировки). В этом случае чувствительность индикатора нужно установить побольше, но так чтобы система не срабатывала на порывы ветра или дождь.
В автомобильном варианте внешнее отключение можно сделать при помощи замыкающего геркона, контакты которого подключить параллельно С6.
При этом после кратковременного поднесения к нему магнитного брелка конденсатор С6 разрядится и схема перейдет в режим выдержки, как после включения питания, и у владельца будет время, чтобы отпереть дверь и отключить сигнализацию изнутри скрытым выключателем S1.

Радиоконструктор 1999/04

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet