fon2

Кнопка вместо замка зажигания своими руками.

Сейчас практически все автомобили оборудованы охранными сигнализациями, как сигнализирующими о покушении на автомобиль, так и блокирующими пуск двигателя, а так же, запирающие и опирающие двери, багажник. В этих условиях замок зажигания кажется анахронизмом. Не удивительно, что во многих современных автомобилях его уже нет, - вместо него кнопка пуска.
Любой желающий может избавиться от замка зажигания, заменив его кнопкой пуска. Это можно сделать двумя способами.
Самый простой - электротехнический. Убираем замок зажигания и ставим две кнопки. Одна с фиксацией нажатого состояния, другая без фиксации. Затем подключаем к ним два реле. Кнопка с фиксацией будет включать зажигание, кнопка без фиксации - стартер. Но, в таком случае, как видите, две кнопки. А не одна. Чтобы она была одна, нужна либо специальная кнопка, с особым механизмом, различающим глубину нажатия, либо нужно сделать электронную схему.
Так как приобрести специальную кнопку не представилось никакой возможности, было решено сделать электронную.
Здесь приводится описание схемы электронной кнопки пуска легкового автомобиля «ВАЗ-21043» производства «ИЖМАШ». Но, считаю, что аналогичную схему можно применить и к любому другому автомобилю.
Штатный замок зажигания имеет три положения. В первом включается вентилятор печки, во втором - зажигание и все остальное, в третьем - стартер. Считаю, что первые два положения можно смело объединить в одно. Таким образом, кнопка должна работать на две цепи, - зажигание, плюс все остальное (включая и вентилятор печки), и стартер. Алгоритм работы кнопки следующий.
Чтобы завести двигатель нужно нажать кнопку зажигания (КЗ) и удерживать её пока не включится стартер и не заработает мотор. Затем КЗ отпустить.
Чтобы выключить двигатель нужно коротко нажать КЗ. При этом зажигание выключается. Чтобы только его включить, без пуска двигателя, нужно, когда зажигание выключено, коротко нажать КЗ.
В общем, все довольно просто и понятно. Хотим пустить мотор, - жмем на КЗ продолжительно и ждем пока двигатель заработает, затем, сразу как он заработает, КЗ отпускаем. Хотим выключить двигатель, - жмем на КЗ коротко.

Схема показана на рисунке. Орган управления - кнопка S1. На триггере D1.1 сделана схема подавления дребезга контактов кнопки. Когда S1 не нажата она находится в показанном на схеме положении. При этом триггер D1.1 находится в нулевом состоянии, - на его выводе 1 - ноль, а на выводе 2 - единица. Триггер D1.2 в момент подачи питания на схему цепью C2-R3 устанавливается в нулевое состояние. Для включения зажигания используется реле К1. Пока триггер D1.2 в нулевом положении ток на обмотку реле не подается, и зажигание выключено.
knopka zazhiganiya Для включения стартера используется реле К2. Пока S1 не нажата на выходе элемента D2.4 - ноль, и стартер не включен.
При нажатии S1 уровни на выходе триггера D1.1 меняются на противоположные. Единица с вывода 1 поступает на вход «С» триггера D1.2 и он переключается. Теперь на выводе 12 D1.2 единица, и транзистор VT1 открыт, а реле К1 включает зажигание.
Если S1 удерживаем нажатой, ноль с вывода 2 D1.1 поступает на входы инверторов D2.1 и D2.2. На их выходах - единица. Конденсатор С4 начинает заряжаться через R8. И примерно через две секунды на нем напряжение достигает логической единицы. Теперь единицы на двух входах D2.3, и на его выходе - ноль, а на выходе D2.4 - единица. Транзистор VT2 открывается и реле К2 включает стартер.
Как только двигатель начинает работать, отпускаем S1. Ноль на выводе 8 D2.3 выключает стартер, а зажигание остается включенным.
Чтобы выключить двигатель нужно коротко нажать S1. При этом триггер D1.2 вернется в исходное положение, и зажигание будет выключено. А конденсатор С4 не успеет зарядиться во время короткого нажатия S1, поэтому стартер включаться не будет.
Монтаж выполнялся на макетной печатной плате, поэтому разводка не прорабатывалась.
Реле К1 и К2 стандартные «жигулевские» 90.3747.
Время, через которое включается стартер при нажатии и удержании КЗ можно изменить как угодно подбором номиналов цепи R8-C4.
Кнопка S1 - без фиксации в нажатом состоянии. Все конденсаторы должны быть на напряжение не ниже напряжения питания.

Никишин В.Я.

РК 2017/03

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet