fon2

Дистанционное открытие ворот своими руками.

Система дистанционного открытия ворот позволяет открывать ворота гаража при приближении автомобиля. Она состоит из передатчика, излучающего переменное магнитное поле, и приемника, включающего электропривод ворот.
Передатчик выполнен по схеме низкочастотного генератора с индуктивной обратной связью (рис.1a). Колебания генератора преобразуются в электромагнитное поле, излучаемое магнитной антенной. В качестве магнитной антенны использован стержень из феррита 1000НН диаметром 8 и длиной 100—160 мм, на котором намотаны катушки L2 обратной связи и L1, образующая с конденсатором С1, колебательный контур на частоту около 6 кГц.
L1 содержит 200 витков провода ПЭВ 0,33 (секция 1—2 содержит 55 витков). Катушка связи L2 содержит 25 витков и намотана на бумажном кольце, которое может перемещаться по ферритовому стержню для регулировки степени связи между L1 и L2. Делитель из резисторов R1 и R2 обеспечивает рабочую точку транзистора.
Детали передатчика (кроме кнопки Kн1) располагают на плате размерами 100 × 35 мм (рис.1,б), помещённую в пластмассовый корпус. Конденсатор C1, составлен из параллельно включенных конденсаторов типа МБМ (два конденсатора емкостью 0,1 мкФ, один 0,05 мкФ). Размещая корпус изделия дистанционного передатчика на автомобиле, надо иметь в виду, что расстояние между его антенной и металлическими частями машины должно быть не менее 5 - 7 см. Исходя из этого, корпус удобнее закрепить под передним номерным знаком с помощью двух пластмассовых стоек.

avto vorota1

Налаживание передатчика сводится к получению максимальной амплитуды колебаний в контуре подбором сопротивления резистора R2 и расстояния между L1 и L2. Контроль амплитуды и формы колебаний может быть произведен визуально с помощью осциллографа, подключенного к отводам 1—2 катушки L1. Частоту генерации можно измерить по фигурам Лиссажу или с помощью частотомера. При отсутствии приборов работа генератора оценивается на слух: если изделие работает, то магнитная антенна издает звук высокого тона.

Транзистор Т1, типа П214, П215, ГТ701 без радиатора, так как режим его работы кратковременный.
Командную кнопку дистанционного открытия Kн1, устанавливают где-либо под приборным щитком или на полу автомобиля. Можно использовать в качестве дистанционной кнопки автомобильный прикуриватель. Для этого имеющийся в нем спиральный нагреватель закорачивают отрезком провода, отсоединяют от его клеммы питающий провод и вместо последнего подключают минусовый провод от передатчика, который при нажиме на прикуриватель соединится с корпусом машины, т. е. с минусом аккумулятора.

Приемную антенну открытия ворот гаража L1 выполняют на ферритовом стержне таких же размеров, как и у передающей. Катушка содержит около 2500 витков провода ПЭЛШО 0,15. Намотка рядовая, многослойная (можно внавал); длина намотки 80 MM. Готовую катушку с выводами из проводов в поливинилхлоридной изоляции помещают в футляр—пенал от зубной щетки и заливают парафином. Её укладывают в неглубокую канаву перед воротами гаража, засыпают песком и заливают асфальтом, а выводы ее подключают к приемнику системы, находящемуся в гараже (рис.2).
При приближении автомашины к скрытой приемной антенне (катушке) в последней наводится переменное напряжение от передающего сигнала, усиливается затем двухкаскадным усилителем с непосредственной связью между транзисторами Т1 и T2. Благодаря отрицательной обратной связи между этими транзисторами через резистор R4 усилитель некритичен к параметрам элементо‍в: нужно только подбором резистора R3 установить на коллекторе транзистора T2 напряжение, равное половине напряжения источника питания усилителя.
avto vorota2 Усиленное напряжение поступает на электронное реле (транзисторы T3, T4), содержащее колебательный контур L2, С6, настроенный на передающую частоту. Наличие колебательного контура в цепи обратной связи обеспечивает избирательность каскада: реле Р1 срабатывает только при поступлении сигнала, частота которого совпадает с резонансной частотой контура.

Реле Р1 - типа РЭС-1О (паспорт РС4.524.302). Перед монтажом его разбирают и регулируют натяжение пружин так, чтобы оно срабатывало при напряжении 10—11 В. Катушка L2 содержит 310 витков провода ПЭВ 0,12, намотанных на бумажном каркасе диаметром 9 и длиной 20 мм, внутрь которой с небольшим трением должен входить сердечник - отрезок феррита 600НН диаметром8 и длиной 20 MM. С его помощью резонансную частоту контура L2C6 подстраивают под частоту передатчика.
Для питания приемного дистанционного устройства открытия ворот можно использовать блок питания или любой автомобильный аккумулятор с напряжением 12 В.
Усилитель и селективное электронное реле дистанционного открытия монтируют на плате из гетинакса или текстолита. После проверки и налаживания приемника плату с деталями помещают в корпус из алюминия или пластмассы.

Налаживание приемника заключается в проверке режимов по постоянному току и настройке контура L2C6 нa частоту передающего сигнала. Контроль настройки производят по максимуму показаний миллиамперметра со шкалой 30 мА, включенного между минусом источника питания и верхним выводом обмотки реле P1.

Постройка системы дистанционного открытия не требует больших затрат времени и средств. Основные затраты приходятся на выполнение электрических задвижек на воротах гаража и электропривода створок. Конкретное исполнение их зависит от типа ворот, типа электродвигателя, от возможностей и навыка автолюбителя. Поэтому ниже даются лишь общие рекомендации по устройству исполнительных электромеханизмов дистанционного открытия ворот.
Электрические задвижки ворот могут быть выполнены подобно обычным пружинным (ригельным) замкам, снабженным тяговыми электромагнитами.
На рис.3a показаны схема электропривода дистанционного открытия и расположение задвижек на воротах: ЭЗВ и ЭЗН - задвижки на верхней и нижней балках; ЭЗЦ - центральный замок, который может для открытия ворот отпираться обычным ключом (при этом с помощью тросиков оттягиваются и задвижки ЭЗВ и ЭЗН).
Обмотки всех тяговых электромагнитов задвижек включаются запараллельными контактами реле P2/1 и P2/2 (рис. 3б). Последнее в свою очередь срабатывает при замыкании контактов P1/1. Реле Р2 - типа МКУ-48‚ рассчитано на рабочее напряжение 220 B (сопротивление обмотки 1900, 2700 или 4600 Ом).
avto vorota3 С центральной ЭЗЦ ворот гаража сопрягается концевой выключатель KB, который при дистанционном открытии задвижки замыкается и включает питание электродвигателя. Электродвигатель однофазный, реверсивный, мощностью несколько сот ватт. Реверсирование осуществляется переключением выводов пусковой обмотки ПО.
Электродвигатель дистанционного открытия с понижающим редуктором через цепную или ременную передачу приводит в движение ролики 1 (см. рис. 3а), которые фрикционно связаны с изогнутыми штангами 2 на створках ворот. В крайних положениях створок толкатели 3 перебрасывают концевой переключатель KП1 (рис. 3б), обеспечивая реверсирование электродвигателя для исполнения следующей команды. Кнопка Kн1 служит для ручного управления электроприводом открытия ворот внутри гаража.

A.И.Вдовкин "Домашняя электроника" 1976 г.

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet