fon2

Автоматическое включение габаритов.

Согласно Правилам дорожного движения, с наступлением сумерек водитель должен вручную включать габаритные огни ("габариты") автомобиля. Вроде бы просто, но зачем отвлекаться на это включение во время движения, если это будет сделано автоматически. Предлагаемая схема автоматического включения габаритов отслеживает уровень освещенности и при достижении заданного порога включает "габариты".

Датчиками освещенности служат фоторезисторы RF1 и RF2 (два, соединенные параллельно, для улучшения чувствительности), включенные в базу транзисторного ключа VТ1. Чувствительность узла регулируется переменным резистором R5. При увеличении его сопротивления чувствительность уменьшается. Когда внешняя освещенность достаточна (на улице светло), сопротивление фоторезистора мало (несколько килоом), и транзистор VТ1 закрыт, микросхема DD1 обесточена.
avto gabarity При наступлении темноты сопротивление RF1 увеличивается, и в определенный момент VT1 открывается. На микросхему DD1 поступает питание, запускается генератор импульсов на элементе DD1.1 (DD1.2 - буфер), управляющий транзисторным ключом VТ2. Ключ автоматически коммутирует лампы "габаритов" (на схеме показана одна - НL.1).
За счет изменения скважности импульсов генератора регулируется яркость свечения ламп габаритов. Скважность импульсов устанавливается переменным резистором R1 (желательно применить СПО-1) и изменяется так, что подводимая к нагрузке мощность варьируется в пределах от 5 до 95%.
В устройстве включения габаритов применена микросхема К1564ТЛ2, каждый элемент которой представляет собой инвертор с триггером Шмитта на входе. Она содержит четыре однотипных элемента. Передаточная характеристика триггера Шмитта имеет два отличающихся порога (включения и отключения), т.е. обладает гистерезисом. Напряжение гистерезиса Uг, для данной микросхемы пропорционально напряжению питания. Так, при Uп=12 В, Uг=2,4 В. Колебания напряжений, входящие в этот предел, триггер Шмитта игнорирует. Поэтому К1564ТЛ2 удобна для построения помехоустойчивых генераторов и формирователей импульсов различного назначения.

Мощный составной транзистор КТ829А можно заменить на КТ829(Б...Г), КТ827(А...В), КТ834(А...В), КТ894А9, КТ897А, КТ897Б, КГ898А, КТ898Б.
Транзистор VT1 допускает замену на КТ60З, КТ608, КТ601, КТ605, КТ815 с любым буквенным индексом.
Фоторезисторы RF1 и RF2 - СФЗ-2. Вместо них можно применить любые фоторезисторы из серии СФЗ-х, ФР764, ФР765.
Все постоянные резисторы - МЛТ-0,25.
Конденсатор С1 - КМ-6.
Диоды VD1, VD2 - замена на КД521Б.
Транзистор VТ2 следует установить на теплоотвод с охлаждающей площадью не менее 60 см2. В процессе работы VТ2 обычно нагревается до температуры 40...50°С.
Элементы монтируются на макетной плате, выводы соединяются перемычками из провода МГТФ-0,8 мм.
Готовое устройство автоматического включения габаритов помещается в подходящую корoбочку (мыльницу), которая крепится под приборной панелью и соединяется с бортовой сетью автомобиля (12 В) через любой компактный разъем, например, РП 10-5.
Ручки регулировки переменных резисторов должны быть доступны для корректировки чувствительности и изменения яркости ламп габаритов в случае необходимости.
Данное устройство включения габаритов можно также применять для плавной регулировки освещенности салона автомобиля или для регулировки яркости подсветки приборной панели.

Кашкаров А.

Радиомир 2008/09
"Автоматическое включение
габаритных огней в автомобиле".

<< Предыдущая Cледующая >>

Вверх

radionet